Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Обобщающие статистические показатели

Обобщающие показатели. Получаемые в результате статистической сводки и выраженные в таблицах статистические данные характеризуют ту или иную совокупность в целом или отдельные ее части. Такие показатели в статистике называют обобщающими. Обобщающие статистические показатели отражают количественную сторону изучаемой совокупности общественных явлений, представляют собой их величину, выраженную соответствующей единицей измерения.

Показатели, исчисляемые в статистической практике, можно подразделить на группы по следующим признакам, представленным в табл. 4.1.:

Таблица 4.1

Классификация статистических показателей

Классификационный

признак

Виды

Содержание

По сущности изучаемых явлений

Качественные

Количественные

Выражающие количественные соотношения, типичные свойства изучаемых совокупностей

Характеризующие размеры процессов

По степени агрегирования явлений

Индивидуальные

Обобщающие

Характеризующие единичные процессы

Отображающие совокупность в целом или ее часть

В зависимости от характера изучаемых явлений

Моментные

Интервальные

Выражающие развитие явлений на определенную дату

Выражающие развитие явлений за определенный период времени

Обобщающие показатели, характеризуют количественную сторону общественных явлений при помощи абсолютных и относительных величин.

Абсолютные величины. Абсолютные величины – именованные числа, имеющие определенную размерность и единицы измерения. Они характеризуют показатели на момент времени или за период. В зависимости от различных причин и целей применяются натуральные, условно-натуральные, денежные и трудовые единицы измерения.

Натуральные соответствуют природным или потребительским свойствам предмета,  выражаются в физических мерах веса, мерах длины и других.

Трудовые измеряются в человеко–часах, человеко–днях, работа транспорта в тонно–километрах.

Условно-натуральные единицы измерения в статистике применяют при суммировании количества различных предметов.

Их получают, приводя различные натуральные единицы к одной, принятой за основу, эталон.

Для обобщения учетных данных даже на уровне предприятия, а тем более на уровне отраслей и народного хозяйства широко используются стоимостные денежные единицы измерения.

В практической деятельности при отсутствии необходимой информации абсолютные величины получают расчетным путем, например на основе балансовой увязки:

Зн + П = Р + Зк,

(4.1)

где Зн – запас на начало периода; П – поступление за период; Р – расход за период; Зк – запас на конец периода. Отсюда Р= Зн +П – З к.

Абсолютные статистические величины широко используют в анализе и прогнозировании состояния и развития явлений общественной жизни.

На основе абсолютных величин исчисляют относительные величины.

Относительные величины. Относительные величины характеризуют соотношение сравниваемых абсолютных величин.

Числитель – сравниваемая величина, ее называют текущей или отчетной величиной; знаменатель называют базой сравнения или основанием сравнения. Как правило, базу сравнения принимают равной 1, 100, 1000, 10000.  Если основание равно 1, то относительная величина показывает, во сколько раз текущая величина больше базисной или какую долю от базисной она составляет, и выражается в коэффициентах. Если база сравнения равна 100, то относительная величина выражена в процентах (%), если база сравнения равна 1000 – в промилле (‰), 10 000 – в продецимилле (‰).

Сопоставляемые величины могут быть одноименными и разноименными. Если сравнивают одноименные величины, то их выражают в коэффициентах, процентах, промилле. При сопоставлении разноименных величин наименования относительных величин образуются от наименований сравниваемых величин: плотность населения страны – человек/ кв.км; урожайность – ц/га и т.д.

Различают следующие виды относительных показателей.

Относительные показатели планового задания – отношение уровня, запланированного на предстоящий период, к уровню показателя, достигнутого в предыдущем периоде.

Относительные показатели выполнения плана  – отношение фактически достигнутого уровня в текущем периоде к уровню планируемого показателя на этот же период.

Относительные показатели динамики  (темпы роста) характеризуют изменение уровня развития какого–либо явления во времени. Показатели этого вида получаются делением уровня признака за определенный предыдущий период или момент времени на уровень этого же показателя в предыдущий период или момент.

Относительные показатели структуры характеризуют состав изучаемой совокупности, доли, удельные веса элементов совокупности в общем итоге и представляют собой отношение части единиц совокупности ко всему объему совокупности.

Относительные показатели интенсивности характеризуют степень насыщенности или развития  данного явления в определенной среде, являются именованными показателями и могут выражаться в кратных отношениях, процентах, промилле и других формах.

Относительные показатели координации характеризуют отношения частей изучаемой совокупности к одной из них, принятой за базу сравнения. Они показывают, во сколько раз одна часть совокупности больше другой или сколько единиц одной части приходится на 1, 10, 100, 1000 единиц другой части. Эти относительные величины могут быть исчислены как по абсолютным показателям, так и по показателям структуры.

Относительные показатели сравнения характеризуют отношения одноименных абсолютных показателей, соответствующих одному и тому же периоду или моменту времени, но относящиеся к различным объектам или территориям.

Требования, предъявляемые к статистическим показателям.

                         Должны выражать сущность изучаемых явлений и давать им точную количественную оценку.

                         Должны быть сравнимы, а следовательно должны использоваться одинаковые единицы измерения.

                         Полнота информации как по охвату единиц изучаемого объекта, так и по комплексному отображению всех сторон изучаемого процесса.