Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Ведомственная статистика

В ряде ведомств — Министерстве путей сообщения, Министер­стве государственных имуществ, Министерстве финансов и др.— статистика была организована значительно лучше, чем статистика Министерства внутренних дел. На статистические работы выделя­лось больше средств. Вместо полиции использовался аппарат са­ми* ведомств, более квалифицированный и непосредственно заин­тересованный в точных сведениях. В результате качество работ Ведомственной статистики было высоким. Но это была статистика отдельных, частных областей социально-экономической жизни. Ве­дущей была статистика Министерства внутренних дел.

Из числа специальных статистических работ, проводившихся в 40—50-е годы различными ведомствами, наибольший интерес и значение имели военно-статистические работы Генерального штаба, оценочные работы Министерства государственных имуществ.

Генеральным штабом в 30—50-е годы были организованы военно-статистические описания губерний. Они выполнялись много­кратно. Наибольший интерес представляли описания 40—50-х го­дов. Программы их были составлены под влиянием идей выдающе­гося статистика, профессора военной статистики и географии Ака­демии Генерального штаба Дмитрия Алексеевича Милю­тина (1816—1912), впоследствии военного министра. Преду­сматривалась развернутая статистико-экономическая характерис­тика губерний. Исполнителями работ были офицеры Генерального штаба, т. е. весьма квалифицированные кадры. Метод работ был экспедиционный, с выездом исполнителей на места, в описывае­мую губернию. Статистическое наблюдение, как правило, специ­ально не проводилось—основывались на имеющихся на местах статистических материалах, тщательно проверяя их и дополняя. Военно-статистические описания губерний, составленные по единой программе, охватившие всю страну, доступные благодаря публи-. кациям широким общественным кругам, сыграли положительную роль в развитии русской статистики. Они способствовали накоп­лению опыта статистических работ, совершенствованию их мето­дов, систематизации имеющихся статистических данных, популя­ризации статистики.

Большой цикл статистических работ, вызванных попытками упорядочить экономику и финансы помещичье-крепостнической России, был связан с деятельностью вновь учрежденного в 1837 г. Министерства государственных имуществ и созданного в нем спе­циального Статистического отделения.

Изыскивая новые источники доходных поступлений, добиваясь максимального использования существующих доходных статей, Министерство государственных имуществ организовало в 40—50-е годы ряд учетно-статистических работ по хозяйственному устрой­ству казенных имений в Западных и Прибалтийских губерниях (около 2000 имений, имевших более 4 млн. десятин земли) и ре­организации обложения государственных крестьян.

В работах по хозяйственному устройству казенных имений, на­зывавшихся люстрациям и, преобладали организационно-оператив­ные вопросы. Люстрации проводились каждые пять лет до середи­ны 70-х годов. Хотя при их проведении и собирались довольно зна­чительные статистические сведения, их воздействие на развитие статистики было невелико. Зато учетно-статистические работы, связанные с реорганизацией обложения государственных крестьян (или как тогда говорили — с «уравнением государственных кресть­ян в денежных сборах»), оказали огромное влияние на развитие статистики. Цель этих работ — уравнивание денежных сборов от    промыслов, лесов и мирских неземельных оброчных статей. Платежи,  которые государственные  крестьяне  вносили   в казну были   существенным   источником   доходов  государства.   В то же время   уравнительный   (подушный)   принцип определения   их величины,   без  учета  экономического  положения  крестьянских  хо­зяйств, приводил к тому, что этот источник государственных доходов –оказывался очень ненадежным. Маломощная часть государственных крестьян была не в состоянии вносить начислявшиеся на «сборы» — накапливались недоимки (только с 1835 по 1840 г. недоимки составили около 100 млн. руб.).

Для увеличения поступлений платежей правительство решило перейти к такой системе, при которой учитывалась бы экономическая мощность крестьянских хозяйств. Для осуществления такого решения были необходимы развернутые статистические работы по учету доходов крестьянского хозяйства от земли и промыслов с :м, чтобы по установленным размерам чистого дохода крестьянского хозяйства проводить разверстку платежей.

Эти работы потребовали больших статистических изысканий, необходим был статистический учет хозяйств государственных крестьян, их доходов и расходов, продукции сельского хозяйства, продукции и доходов от промыслов, затрат на сельскохозяйственные производство и промыслы и т. п. Точность получаемых сведений должна была быть высокой, поскольку по ним определялась величина налоговых платежей.

Объем статистических работ для уравнения денежных сборов Выл огромный. Так, с 1838 по 1856 г. эти работы были выполнены в 25  губерниях  Европейской  России,  в  которых  имелось  более 5млн.   ревизских душ   государственных   крестьян   (т. е.   только мужчин) и около 25 млн. десятин казенных земель. По масштабу  работы были равнозначны только ревизиям населения в дореформенной России. Сведения собирались специально созданным аппаратом. По каждой губернии работы велись два-три года. Много внимания уделялось организационной подготовке работ (разработке инструкций, форм учета и т. д.). Все вопросы, связанные с организацией и проведением работ, решались продуманно и квали­фицированно.

Учет хозяйств государственных крестьян во многих случаях исполнялся общехозяйственной характеристикой соответствующих районов, что еще более повышало значение собранных статистических материалов. Фактически это был единственный массовый и в то же время относительно достоверный статистический материал о дореформенном крестьянском хозяйстве как сельском, так и промысловом.

Население записывалось с указанием пола и возраста: работники-мужчины от 18 до 60 лет, женщины от 16 до 55 лет, полу­работники — мужчины от 14 до 18 лет и от 60 до 65 лег, женщины от 12 до 16 лет и от 55 до 60 лет; земля —с указанием угодий: усадьба, пахота, огород, выгон и др.; учитывался посев по видам культур; урожай зерна,  соломы,  сенокосы, лес, промыслы, мирские оброчные статьи. Собранные кадастровые данные были час­тично опубликованы в сборнике «Материалы для статистики Рос­сии, собранные ведомством Министерства государственных иму­щества (Вып. 1-4. Спб., 1866).

Собранные материалы, кроме оперативного использования, по­служили основой для подготовки и издания ряда хозяйственно-ста­тистических описаний губерний и научных работ. С 1857 по 1871 г. на основе этих материалов было издано восемь статистических сборников.