Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Правительственная статистика в первой половине xix в.

Успешное развитие русской  статистики  было приостановлено в 90-е годы XVIII в. реакцией, усилившейся в период царствова­ния Павла I (1796—1801). Но начало столетия, первые годы прав­ления Александра I  (1801—1825) характеризовались либеральными веяниями. К государственному управлению были привлечены прогрессивные    деятели,    прежде    всего    М. М.   Сперанский (1772—1839), проведены крупные реформы, в том числе и в струк­туре управления. Как отмечалось, в последнюю четверть XVIII в. формы централизованного управления сократились: все коллегии, за исключением иностранных дел и военной, были ликвидированы. .   В 1802 г. были созданы министерства, которым было поручено со­бирать учетные данные по отраслям.

Вместе с новой организацией управления была изменена н сис­тема статистических работ. Восстановлена отчетность губерний: Министерством внутренних дел в 1802 и 1804 гг. были изданы цир­куляры, согласно которым губернии были обязаны ежегодно пред­ставлять отчеты по установленным формам, содержащие наравне со всякого рода административными сведениями данные о насе­лении и населенных пунктах, сельском хозяйстве, промышлен­ности.

С  самого  начала  удалось организовать довольно  аккуратное поступление этой отчетности, нарушенное только в 1812 г. Однако достоверность материалов была невысока, что признавали и спми организаторы  отчетности,   в  частности  Министерство  внутренние дел. Так, о статистической отчетности, свод которой был подго­товлен по материалам 1802 г., писалось: «...трудность и необыкно­венность сего предприятия и недостаток многих сведений на сами-4 местах было причиною, что вообще работа сия не имеет еще того совершенства и точности, какой бы желать надлежало. При всей том сей первый опыт подает основательную надежду, что при под­робнейшем объяснении предметов, при замечании на недостатка в первый раз допущенные, при точнейшем означении вопросов  посредством рассылки табелей, и при усердии исполнителей, можно будет достигнуть в сих сведениях более точности и единообразий и  тем приближиться к их цели»   (Санкт-Петербургский журнал. 1805. № 4. С. 101—102).

Но качество исходных данных бывало сомнительным, поскольку функции низовых статистических органов выполнял местный административно-полицейский аппарат.

Яснее представить статистическую «подготовленность» мест­ного полицейского аппарата позволяет цитата из Записной книжки друга А. С. Пушкина — князя П. А. Вяземского: «В начале сто­летия и собирания статистических сведений одна местная власть обратилась в один уезд с требованием доставить таковые сведения. Исправник отвечал: «В течение двух последних лет, то есть с са­мого времени назначения моего на занимаемое мною место, ни о каких статистических происшествиях, благодаря бога, в уезде не слышно. А если таковые слухи до начальства дошли, то единст­венно по недоброжелательству моих завистников и врагов, кото­рые хотят мне повредить в глазах начальства, и я нижайше прошу защитить меня от подобной статистической напраслины» (Вязем­ский П. Старая записная книжка. Л„ 1929. С. 207).

В составе Министерства внутренних дел была образована груп­па для упорядочения сведений о губерниях по России в целом. В 1810 г. эта группа перешла в Министерство полиции. Наконец, в 1811 г. был создан официальный центр правительственной ста­тистики России — Статистическое отделение при Министерстве по­лиции. Возглавил его статистик — академик Карл Федорович Гер­ман (см. § 3.5). Ему пришлось пережить взлеты и падения первого органа русской административной статистики, но он остался верен ему до конца своих дней.

Кроме Министерства внутренних дел и Министерства полиции, статистические работы вели другие министерства и ведомства. Наиболее значительными из них были работы Главного управле­ния путей сообщения (данные о перевозках по внутренним вод­ным путям, игравшим тогда в экономике страны большую роль), Министерства коммерции (статистика внешней торговли) и Ми­нистерства финансов (статистика горной промышленности и др.). Качество этих статистических работ, как правило, было значи­тельно выше полицейской статистической отчетности губерний из-за более высокой квалификации работников и их заинтересован­ности в достоверности собираемых сведений.

Материалы правительственной статистики довольно широко  публиковались. В 1803 г. вышел в свет статистический сборник Министерства коммерции «Государственная торговля  1802 года в

разных ее видах»  (о внешней торговле). В дальнейшем подобные сборники  издавались ежегодно, сначала  Министерством  коммерции, а позднее, после его ликвидации, Министерством финансов.

В 1806 г. опубликован был статистический сборник Министерства Внутренних дел  «Табели к отчету Министра  внутренних дел за

1804 год». Несколько позже было издано два специальных статистических сборника, посвященных фабрикам и мануфактурам, и два статистических сборника  Главного управления путей сообщения характеризующих перевозки по внутренним водным путям.

Наименее интересными по разработке и низкими по достоверности были «Табели к отчету Министра внутренних дел за 1804 год». Обобщение данных давалось в основном в форме общих итогов.

Сведения о перевозках по внутренним водным путям были весь­ма полными и экономически значимыми. Данные о внешней торговле были обработаны особенно детально с использованием не­которых аналитических приемов, в том числе комбинационных группировок.

Подъем статистики в начале XIX в. оказался весьма непродол­жительным. Зарубежные походы русской армии, экономические последствия войны 1812 г. привели к усилению революционно-де­мократических настроений в обществе. Это вылилось в выступле­ния крестьян, бунты военных поселян, волнение в армии в 20-е го­ды. Кульминацией явилось восстание декабристов 1825 г.

Наступившая реакция не могла не сказаться на состоянии статистики. Практические работы начали свертываться еще во втором десятилетии, статистика стала угасать, и этот период про­должался примерно 15 лет.

Административная статистика в эти годы практически не ве­лась. В 1819 г. было ликвидировано Министерство полиции, при котором находилось Статистическое отделение. Министр полиции генерал Балашов обратился в Комитет министров с предложением ввиду большой важности и общегосударственного значения Ста­тистического отделения не передавать его никаким ведомствам, а сохранить непосредственно при Комитете. Однако Отделение бы­ло передано в Министерство внутренних дел, хотя никакого пос­тоянного устройства и твердых штатов оно не получило. С 1819 по 1823 г. никто в министерстве Отделением вообще не интересовал­ся. В 1823 г. министр внутренних дел вынес решение о включении Статистического отделения в состав Департамента исполнитель­ной полиции. Соответствующее представление было направлено им в Комитет министров для утверждения, но положительного решения не получило. В результате еще семь лет, до 1834 г., Ста­тистическое отделение оставалось в неустроенном, бесправном по­ложении.

Естественно, что все эти годы Статистическое отделение сво­рачивалось: в 1823 г. в нем насчитывалось 11 штатных сотрудников и 2 работника без оклада; в 1827 г. осталось всего два со­трудника и начальник отделения К. Ф. Герман. Были прекращены не только статистические работы Министерства внутренних дел (с начала 20-х годов перестала собираться отчетность губерний и т. п.), но и работы других ведомств. Те немногие сохранившее работы (например, ревизии населения и др.) проводились на довольно низком уровне. Только в области статистики внешней торговли и перевозок по внутренним водным путям статистически учет был более налажен. Публикации материалов правительственной статистики, кроме внешнеторговых, прекратились полностью.

Некоторые перемены наметились к середине 30-х годов, когда потребности государства вынудили правительство приступить к восстановлению статистических работ.

Еще в 1826 г. было принято решение восстановить годовые от­четы министерств. Для этого Министерству внутренних дел необходима была отчетность губерний, но попытки восстановить эту отчетность не приносили успехов. Так, в 1826 г. министерство дало указание всем губернаторам представить годовые отчеты по ста­рым формам, которые были установлены в начале столетия, но в декабре 1827 г. из 51 губернии 32 губернии еще не представили отчетов. Министерством рассылались письма с требованием вы­полнения этой работы, а в результате даже в 1831 г. 7 губерний не представили отчета за 1826 г. Только в 1837 г. была оконча­тельно оформлена и определена система годовой отчетности губер­ний. Круг вопросов, охватываемых ею, был расширен. Но основ­ной недостаток губернской отчетности — ограничение рамками ад­министративно-полицейских вопросов сохранился; к тому же со­циально-экономическая статистика была исключена из основного отчета о состоянии губерний.

В 1834 г. было реорганизовано Статистическое отделение: ус­тановлен штат—11 сотрудников, включая начальника отделения, выделены ассигнования на его работы. На должность начальника отделения был назначен известный статистик К. И. Арсеньев (см. § 3.5), возглавлявший статистическое отделение МВД с 1835 по 1852 г. Так как занятия статистикой считались тогда слишком теоретическими, не имевшими практического значения, на Статис­тическое отделение было возложено рассмотрение смет, планов го­родов, проектов строительства зданий для различных государственных учреждений и т. д. В штаты Отделения вошли архитектор, землемер и т. д. Большую часть своего времени и сил Отделение уделяло не статистике, а всякого рода оперативным поручениям Министерства внутренних дел.

Созданные в 1834 г. местные статистические органы — губерн­ские статистические комитеты — были в еще худшем положении: они ни имели ни штатных работников, ни ассигнований, формиро­вались по принципу представительства различных губернских уч­реждений. Поэтому естественно, что в большинстве губерний ста­тистические комитеты существовали только на бумаге.

Весьма ясную и красочную картину состояния губернских ста­тистических комитетов в первый год после их официального уч­реждения дал А. И. Герцен. В 1835 г. он был выслан в Вятку, где его привлекли к работе губернского статистического комитета. В своих воспоминаниях «Былое и думы» он писал: «Министерство внутренних дел было тогда в припадке статистики; оно велело вез­де завести комитеты и разослало такие программы, которые вряд ли возможно было исполнить где-нибудь в Бельгии или в Швей­царии; при этом всякие вычурные таблицы с maximum и minimum со средними числами и разными выводами из десятилетних сложностей (составленными по сведениям, которые за год перед тем не  собирались!), с нравственными   отметками и метеорологическими замечаниями. На комитет и на собирание сведений денег не назна­чалось ни копейки; все это следовало делать из любви к статис­тике, через земскую полицию и приводить в порядок в губернаторской канцелярии. Канцелярия, заваленная делами, земская полиция, ненавидящая все мирные и теоретические занятия, смотрели на статистический комитет как на ненужную роскошь, как на  министерскую шалость;  однако отчеты надобно было представить с таблицами и выводами»   (Герцен А. И. Былое и думы. Минск, 1987. С. 210—2U). И далее, — пример «качества» такой статис­тики: «Для того, чтобы показать всю меру невозможности серьез­ных таблиц, я упомяну сведения, присланные из заштатного города Кая. Там между разными нелепостями было: «Утопших — 2, причины утопления неизвестны — 2» и. в графе сумм выставлено «че­тыре» (Там же. С. 211).

Тридцатые и сороковые годы XIX в. были для России временем не менее глубокой и суровой реакции, чем предшествующее деся­тилетие. Все более тяжелым становилось положение крепостной деревни. Малейшие попытки ослабить помещичье-крепостнический гнет беспощадно подавлялись. Столь же тяжелыми были условия, в каких находилась общественно-политическая мысль, преследо­валось все прогрессивное и передовое.

Однако в конце 30-х годов намечаются признаки нового подъ­ема статистики, который к середине 40-х годов становится неоспо­римым фактом: совершенствуется система правительственной ста­тистики, ею осуществляется большой объем работ, возрастает чис­ло и качество статистико-экономических исследований и статистических публикаций, возрождается общественный интерес к ста­тистике.

Как отмечалось, система правительственной статистики была абсолютно неудовлетворительной. Однако потребности государст­венного управления в статистике были в это время настолько ост­рыми, что и дальше откладывать решение статистических проб­лем было уже невозможно.

В 1842 г. Министерство внутренних дел значительно расширило программу статистической отчетности губерний, введя в нее мно­гочисленные данные о важнейших областях экономической жизни (население, сельское хозяйство, промышленность, торговля и т, д.)-В 1843 г. был создан Временный статистический комитет, ко­торому было поручено подготовить предложения по новой органи­зации статистических работ, наметить их программы и т. д., т. е. подготовить реформу правительственной статистики. Однако на практике предложения Комитета долгое время никак не реализо­вались. Только в 1852 г. Статистическое отделение было преобра­зовано в Статистический комитет. Были приняты меры по стимулированию деятельности губернских статистических комитетов, а также решение об опытных работах («статистических экспедициях») для проверки предложений о новом порядке сбора текущих статистических сведений. Наконец, после полувекового перерыва в 1852 г. был издан сборник данных за 1849 г. по стране в целом, основанный на материалах отчетности губерний «Статистические таблицы по сведениям за 1849 г.».

Реорганизация несколько улучшила текущую правительствен­ную статистику. Штат Комитета по сравнению со Статистическим отделением был увеличен в полтора раза. В меньшей степени улучшились условия деятельности губернских статистических ко­митетов. На их работы были впервые выделены небольшие средст­ва (до 1000 рублей в год) и было разрешено иметь одного работ­ника на полставки.

Однако сохранялись основные недостатки правительственной статистики — использование местного административно-полицей­ского аппарата, низкая квалификация работников Статистическо­го комитета, среди которых в начале 50-х годов уже не было сколь­ко-нибудь яркой личности (К. И. Арсеньев ушел из Статистиче­ского отделения в 1852 г.).

Только в 1857 г., в обстановке общественного подъема, нака­нуне реформы 1861 г. в Статистический комитет пришла группа энергичных, высококвалифицированных статистиков, в частности Александр Григорьевич Тройницкий (1807—1871),— впоследствии возглавивший Статистический совет Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, Артур Богданович Бушен (1831 —1876), много сделавший для ста­новления статистики населения в России, активно работавший в Центральном статистическом комитете, Министерстве финансов. С их приходом в работе по текущей статистике наметился сущест­венный сдвиг: повысилось качество статистической отчетности гу­берний, были приняты меры для упорядочения статистических ра­бот, статистические материалы стали разрабатываться по стране в целом, были подготовлены и изданы два статистических сборника по данным за 1856 и 1858 гг.

В 1858 г. Статистический комитет был преобразован в Цент­ральный статистический комитет, что свидетельствовало об офици­альном признании необходимости объединить все статистические работы, проводимые в стране. Центральное статистическое учреж­дение утверждалось как вневедомственный орган. Однако штаты и средства, ассигнованные Центральному статистическому коми­тету, по сравнению с 1852 г. сократились примерно на половину. Зато губернские статистические комитеты получили в 1860 г. в Два раза больше ассигнований, чем в 1852 г.

Сложившаяся в России организация правительственной статис­тики представляла несомненный шаг вперед по сравнению с пер­вой половиной XIX в., но были и очень серьезные недостатки:

несостоятельность местных административных полицейских ор­ганов, которые продолжали использоваться в статистических ра­ботах Министерства внутренних дел в качестве низового статис­тического аппарата;

чрезвычайная   слабость   губернских     статистических    органов (один статистик на губернию, 15 статистиков — на всю Россию!),  что не позволяло проводить сколько-нибудь значительные работы;

разрозненность статистических работ, которые велись в значи­тельных объемах многими министерствами и ведомствами.

Статистический   совет, призванный обеспечить   единство   всей правительственной статистики, со своими задачами не справился,   v так как был совещательным учреждением и не имел возможностей активно влиять на организацию статистики и статистических работ. Центральный статистический комитет при Министерстве внут­ренних дел сохранял характер ведомственного органа и также был ограничен в своих попытках централизации статистики.

В 50-е годы Министерством внутренних дел был выполнен ряд специальных статистических работ, подготовивших в какой-то сте­пени проведение реформы 1861 г.

По характеру эти работы можно подразделить на три группы: исследования, характеризующие крепостное население России; разработка данных о ценах на земли, которые подготавливали решение вопроса о размерах выкупных платежей; исследования состояния помещичьего землевладения, характера землепользова­ния, крепостных повинностей и задолженностей помещиков.

Первая группа работ выполнялась Статистическим комитетом Министерства внутренних дел, а после его преобразования — Цент­ральным статистическим комитетом по материалам ревизий в 1857—1860 гг. Разработки были проведены весьма квалифициро­ванно и дали интересные сведения о крепостном населении России (тенденция к снижению его удельного веса, неравномерность рас­пределения по территории и т. п.). Итоги были опубликованы в двух статьях А. Г. Тройницкого в 1858 и 1861 гг.

Характеристике цен на земли были посвящены три работы, выполненные Хозяйственным департаментом и Земским отделом Министерства внутренних дел в конце 50-х годов. Они основыва­лись на надежных документальных данных о продажных ценах на земли и ценах на земли, проданные с публичного торга. В разра­ботке их принимал непосредственное участие один из выдающихся представителей административной статистики дореформенной Рос­сии Николай Алексеевич Милютин (1818—1872), ак­тивный деятель реформы 1861 г. Нужно отметить, что на характе­ре разработок, несомненно, сказывались классовые интересы по­мещиков, что приводило к завышению цен на землю. Особенно показательной является разработка цен на пустопорожние земли, которая основывалась на явно фальсифицированных сведениях,  собранных от помещиков (уездных предводителей дворянство) в 1856—1857 гг. Публикацию этих данных можно объяснить только одним—желанием хоть сколько-нибудь прикрыть чрезвычайно за­вышенные выкупные платежи, которые должны были платить кре­постные крестьяне за свою «волю».

Третья группа работ исследовала положение помещиков и вы­полнялась на основе имевшихся документальных данных. Мини­стерство внутренних дел при содействии других ведомств подготовило в виде специального сборника и опубликовало чрезвычайно интересный и важный статистический материал о задолженности, дворянства (прежде всего помещиков). Так, 31,1% имений, охва­тывавших 61,7% крепостных, были заложены.

Последней работой, из числа подготавливавших реформу 1861 г., были сбор, разработка данных о помещичьем землевладении, из­данная в I860 г. в шести томах под названием «Приложения к трудам Редакционных Комиссий для составления положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Сведения были собраны губернскими комитетами по крестьянскому вопросу, подготавливавшими реформу. Дворянский состав комитетов, их неподготовленность к проведению статистических работ, отсутст­вие централизованного руководства отрицательно отразились на достоверности и сопоставимости данных. Но все же собранный ма­териал о помещичьих имениях был уникальным, хотя из разра­ботки и были исключены мелкие поместья, с числом крепостных до 100.

В 40-е годы широко развернулись работы хозяйственного депар­тамента Министерства  внутренних дел, посвященные статистике городов. Тяжелое финансовое положение многих городов страны требовало чрезвычайных мер для своего улучшения. С этой целью было организовано статистическое изучение городов с одновремен­ным проведением инвентаризации городских земель и городских имуществ.  Работы  по статистике городов  производились, как  и статистические описания  губерний,  в  виде   «экспедиций». Чиновники Хозяйственного департамента выезжали на места и с помощью местной администрации подбирали статистические мате­риалы из имевшихся на местах, пополняя их данными специаль­ных обследований и инвентаризаций. На основании собранных ма­териалов составлялись описания городов. Материалы этих описа­ний публиковались в различных сборниках и журналах. Работы по статистике городов продолжались около двадцати лет и были опуб­ликованы в двух    фундаментальных    статистических    изданиях; двухтомном сборнике «Общественное устройство и хозяйство го­родов»   (1859)   и  многотомном  «Городские  поселения в России» (начатом    в   1859    и    завершившемся    уже    в   пореформенные годы).