Напишем:


✔ Реферат от 200 руб., от 4 часов
✔ Контрольную от 200 руб., от 4 часов
✔ Курсовую от 500 руб., от 1 дня
✔ Решим задачу от 20 руб., от 4 часов
✔ Дипломную работу от 3000 руб., от 3-х дней
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

Государствоведение

Государствоведение часто называлось описательной школой ста­тистики. Ее представители считали, что статистика является на­укой, задача которой — систематизированное описание государст­венных «достопримечательностей».    В число достопримечательностей включали все, что влияет на благосостояние государства. Таким образом, статистика рассматривалась как общественная наука о социальных, правовых и хозяйственных аспектах государства. Если для политических арифметиков применение языка чисел, мер о весов было обязательным, то государствоведы, особенно пер­воначально, обходились без количественных данных, к тому же часто возможность получить их отсутствовала из-за слабого раз­вития первичного учета. Данных не хватало и политическим ариф­метикам, но их недостаток они стремились восполнить разнообраз­ными косвенными расчетами, тогда как государствоведы доволь­ствовались словесными описаниями и доверяли только прямой п полной информации. Косвенные расчеты они считали фантазией. Политические арифметики — Петти и особенно Кинг — положили начало исчислению национального дохода, основанного на кислен­ных расчетах, тогда как немецкие статистики, для которых основ­ными были полпота и абсолютная достоверность исходных данных, не могли и подумать о решении подобной задачи. Так, даже в 1875 г. видный немецкий экономист и статистик Адольф Bагнеp писал о повсеместно распространявшихся расчетах национального дохода «...все (они)... чрезвычайно сомнительны. Несмотря па ог­ромный прогресс, имевший место в последнее время в отношении статистических данных и методов исчисления, мы находим их все менее и менее пригодными, и в наши дни поэтому они предприни­маются не так часто» (Цит. по кн.: Студенский П. Доход наций. М., 1968. С. 211).

Если говорить об отличии описательной школы от школы поли­тической арифметики языком современной науки, то первую ха­рактеризует комплексный подход, вторую — системный.

Одним из основоположников описательной школы был Гер­ман Конринг (1606—1681) — выдающийся врач и видный го­сударственный деятель своего времени. Он первым начал читать лекции по государствоведепию в университете (с 1660) в Гельмштедте. Цель новой науки Конринг сформулировал так: научить политических деятелен понимать причины государственно важ­ных явлений, которые он подразделял па четыре группы: мате­риальные— описание территории и населения, формальные — по­литическое устройство, конечные (целевые) —благосостояние го­сударства и его граждан, административные — управление госу­дарством, его аппарат (чиновники, армия и т. д.). Эти четыре части предопределили развитие демографии, политической географии, бюджетной статистики и административной статистики.

Идеи Клиринга получили широкую известность, главным обра­зом благодаря энергичной деятельности его последователя Готфрида Ахенваля (1719—1772). Именно ему суждено было создать школу, оказавшую огромное влияние на судьбы статисти­ки и безраздельно господствовавшую в Европе до середины XIX в.

Первым видным оппонентом Ахенваля стал Антон Фридрих Бюшинг (1724—-1793), Он отстаивал проведение статис­тических описаний не по странам, а по объектам исследования (на­селение, вооруженные силы, сельское хозяйство, торговля и т. д.). Это предложение вызвало первую полемику среди государствоведов. Бюшинг ввел понятие плотности населения, рассматривал его как фактор экономического роста. Он считал, что внешняя торговля компенсирует недостатки природных ресурсов и позволяет интегрировать хозяйственную жизнь различных стран.

Потребности практики требовали все большего внимания к точности данных о достопримечательностях. Ответом на этот запрос было возникновение в рамках школы табличного направления. Его создателем был датский ученый И. П. Анхерсен (1700 – 1765). Все доступные наблюдению достопримечательности он попытался систематизировать в форме таблицы.

Примером такого рода таблицы служит «Статистическая таблица» из книги  Московского университета И.А. Гейма «Опыт начертания статистики главнейших государств по нынешнему их состоянию» (М., 1821). Такие таблицы включали в основном не числовые, а словесные данные. Однако числовые данные всё больше входили в число государствоведов. В Пруссии этому способствовала страсть к учету Фридриха Вильгельма II (1744 – 1797). Многочисленные данные, собираемые по его указу, сводились в «Исторические таблицы», правда, сведения считались государственной тайной и были малодоступны.

Следующий шаг в способе предоставления данных был сделан немецким государствоведом профессором А.Кроме (1753 – 1833), который от табличного изображения данных перешел к графическому. В изданной им в 1782г. «Карте продуктов Европы» была приведена карта с обозначениями мест добычи и производства разных продуктов. В книге «О величине и населении  всех европейских государств» (1785) А.Кроме привел множество таблиц о площади этих государств, численности, плотности населения, а также карту, на которой отношения между государствами по эти показателям были изображены с помощью квадратов. Таким образом, А.Кроме положил начало применению картограмм и плоскостных диаграмм сравнения для изображения статистических данных.

Ученик и последователь Ахенваля Август Людвиг Шлецер (1735 – 1809) развивал традиционные идеи госдарствоведения. Он провел восемь лет в России (1761 – 1767), был членом Петербургской академии наук  (1769). Будучи историком, он и статистику трактовал с позиций истории как отражение состояния государства. «Статистика, - утверждал он, - есть остановившаяся история». Статистику он понимал как средство просвещения и борьбы против деспотизма, так как деспотизм может основываться только на всеобщем невежестве – и деспота, и подданных. Публикуя в Статистическом журнале, который он издавал в Геттинге после возвращения из России, сведения о военных расходах разных стран, Шлецер ожидал, что люди увидят в огромных суммах вред войны.

Он уделял значительное внимание количественному подходу в изучении достопримечательностей, особенно населения. В России он участвовал в разработке примерных образцов регистрации приходскими священниками смертей, рождений, браков; в составлении образцов списков, в которых умершие распределялись по возрасту и причинам смерти. В 1764г. Эта система учета была введена в Петербурге, а потом и во всех губерниях. По данным за 1764г. Шлецер построил таблицу смертности для Петербурга.

Шлецеру принадлежит членение процедуры статистического исследования на наблюдение, группировку, сводку и анализ. Как истинный государствовед, он сосредоточил внимание на административной статистике. Шлецер критически относился к используемым данным, требовал от них и точности, и достоверности. Ученый-гуманитарий, знаток пятнадцати языков, автор одной из первых грамматик русского языка, он понимал значение количества наблюдений и отмечал, что малое число наблюдений «не есть достопримечательность».

Шлецер был представителем описательной статистики, сосредоточившей внимание  на «сущем», т.е. на том, что есть. Примерно в это же время во Франции статистики (Пеше, Доннан) стали считать, что лавное не в «сущем», а в том, что может дать страна, в изучении ее производительных сил, ее потенциальных возможностей. Во Франции возникло еще одно определение цели статистики  - изучение причинной связи отдельных состояний человечества.

Различия в понимании статистики свидетельствовали  о развитии школы государствоведов, о постепенном сближении с достижениями политических арифметиков.

Самыми ценными достижениями описательной школы были совокупность показателей, которые разрабатывали ее представители, и создание специальной системы сбора статистических данных о массовых явлениях (с 18в).

Представителями этой школы были созданы и введены в научный оборот таблицы и графики. Правда, это были не современные статистические таблицы – они включали не только числовые, но и словесные данные.

Именно представителями описательной школы было давно четкое определение статистики как особой науки, что способствовало развитию статистики. Ими был поставлен вопрос о содержании этой науки, характере используемых материалов. В их трудах были намечены в самых общих чертах этапы статистического познания  - разделение исследования на наблюдение, группировку, сводку; были установлены направления статистических исследований. Представителями описательной школы – Ахенвалем был введен термин «статистика».