Виды цен на товары и услуги. Индексы потребительских цен и покупательной способности рубля.

Доказано - для экономистов работа с числами очень важный навык. Игоровой тренажер "Продолжи ряд" создан специально для работы с числами в уме. В начале обучения только 2 из 10 проходят тест без ошибок.

Пройти тест

В экономике существует следующая система цен и тарифов: розничные цены, тарифы на услуги, оптовые цены предприятия, закупочные, сметные (цены на строительные объекты), цены внешней торговли. Применяемые в статистике индексы цен: 1. Индекс цен с базисными весами (формула Ласпейреса) , средний индекс из индивидуальных ; 2. Индекс цен с весами отчетного периода (формула Паше) , средний индекс из индивидуальных ; 3. Индекс И. Фишера в среднем из индивидуальных ; 4. Индекс переменного состава ; 5. Индекс для пространственно – территориальных сопоставлений (Эджворта – Маршалла) ; 6. Метод стандартных весов для индексов территориальных сопоставлений (модификация предыдущего индекса) .  Структуру розничной цены можно представить как сумму

 

затрат на производство, прибыль (убыток), НДС и торговой наценки. Как известно применяются индексы Ласпейреса (при расчете индекса потребительских цен, цен производителей по данным о ценах на товары представителей), Паше (структура товарооборота или добавленной стоимости или произведенной продукции в текущем периоде, измерение динамики цен компонентов ВВП), агрегатные и средние из индивидуальных, индеек Фишера. Индекс Ласпейреса больше чем Паше, это зависимость известна как эффект Гершенкрона.