Себестоимость продукции, задачи статистики. Виды себестоимости и ее структура.

Доказано - для экономистов работа с числами очень важный навык. Игоровой тренажер "Продолжи ряд" создан специально для работы с числами в уме. В начале обучения только 2 из 10 проходят тест без ошибок.

Пройти тест

В бухгалтерском учете различают понятия «издержки производства», «затраты на производство», «расходы», «себестоимость».

Под издержками производства понимают затраты на производство и реализацию продукции за определенный период. Издержки, относящиеся к произведенной продукции, отражают ее себестоимость. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

Расходы — это затраты на потребленные ресурсы. К ним относятся расходы, связанные с изготовлением, хранением, доставкой материалов; расходы на содержание и эксплуатацию основных средств; расходы на освоение природных ресурсов, на научные исследования, на обязательное и добровольное страхование; прочие расходы, связанные с производством и реализацией продукции.

Затраты определяются использованием ресурсов и характеризуют, сколько и каких ресурсов было использовано.

Значение себестоимости продукции заключается в том, что этот показатель в условиях формирования рыночных отношений во многом определяет конкурентоспособность предприятия, устойчивость его финансового состояния. Размер прибыли обусловлен для предприятия объемом и составом реализованной продукции и ее себестоимости. Значение снижения себестоимости продукции определяется тем, что ускоряется оборачиваемость оборотных средств, повышается интенсификация производства, появляется возможность производить больше продукции.

Необходимо различать общую себестоимость всей произведенной продукции — общую сумму затрат, приходящихся на изготовление продукции определенного объема и состава, индивидуальную себестоимость — затраты на производство только одного изделия и среднюю себестоимость, определяемую делением общей суммы затрат на количество произведенной продукции.

В практике статистики различают два основных вида себестоимости по степени учета затрат: производственную и полную.

 

Производственная себестоимость охватывает только затраты, связанные с процессом производства продукции — начиная с момента запуска сырья в производство и кончая освидетельствованием готовых изделий и сдачей их на склад готовой продукции.

Полная себестоимость — это сумма расходов, связанных с производством продукции (производственная себестоимость) и расходов по ее реализации (коммерческие расходы). Коммерческие расходы включают в себя затраты на упаковку, хранение, погрузку, транспортировку и рекламу.

Статистика себестоимости продукции опирается на данные бухгалтерского учета, задачами которого являются определение общей суммы затрат, группировка их по видам и калькулирование себестоимости единицы продукции.

Анализируя данные бухгалтерского учета и отчетности статистика решает следующие задачи:

 

1.        изучает структуру себестоимости по видам затрат и выявляет влияние изменения структуры на динамику себестоимости;

2.        дает обобщающую характеристику динамики себестоимости продукции;

3.        исследует факторы, определяющие уровень и динамику себестоимости и выявляет возможности ее снижения.

Для изучения себестоимости продукции применяются основные статистические методы: группировок, средних и относительных величин, графический, индексный, а также метод сопоставления.

Метод группировок используется при исследовании структуры себестоимости продукции по элементам и статьям калькуляции. Важнейшей является группировка затрат по элементам. Она дает возможность судить об объеме расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т. д. Группировка затрат по элементам нужна также для исчисления величины чистой продукции.

Группировка по статьям калькуляции позволяет произвести распределение всех расходов предприятия по тому или иному конкретному назначению. Эта группировка имеет большое значение, так как дает возможность выявить затраты на отдельных участках производства и тем самым вклад каждого участка в себестоимость продукции.

Метод средних и относительных величин применяют при вычислении средних уровней себестоимости для однородной продукции, при изучении структуры и динамики себестоимости.

Графический метод помогает наглядно представить структуру себестоимости, происходящие в ней изменения, а также динамику ее составных частей.

Индексный метод необходим для сводной характеристики динамики себестоимости сравнимой и всей товарной продукции, для изучения динамики и выявления влияния на нее отдельных факторов.