Статистическое изучение качества продукции.

Доказано - для экономистов работа с числами очень важный навык. Игоровой тренажер "Продолжи ряд" создан специально для работы с числами в уме. В начале обучения только 2 из 10 проходят тест без ошибок.

Пройти тест

Качество продукции является одним из важнейших показателей деятельности промышленных предприятий.

Повышение качества продукции — одна из форм конкурентной борьбы, а также удержания позиций на рынке, поскольку высокий уровень качества продукции способствует повышению на нее спроса. Для предприятий и фирм повышение качества ведет к росту прибыли за счет более высоких цен и увеличения объема продаж.

Качество продукции — это степень ее способности удовлетворять потребности человека. Качество продукции характеризует эксплуатационные, потребительские, технологические свойства изделий, уровень их стандартизации и унификации, надежность, долговечность. К обобщающим показателям качества продукции относятся:

а) удельный вес продукции высшего сорта;

б) удельный вес новой продукции;

в) средневзвешенный балл продукции;

г) средний коэффициент сортности;

д) удельный вес сертифицированной продукции в объеме реализованной продукции;

е) удельный вес экспортируемой продукции, продукции, соответствующей международным стандартам, ИСО.

Требования, которым должна удовлетворять продукция, определяются нормами. Нормы утверждаются государством или предусматриваются техническими условиями, перечисляемыми в договорах заказчика и предприятия — поставщика продукции.

Качество многих промышленных изделий устанавливается их соответствием требованиям государственных стандартов (ГОСТов). ГОСТы распространяются на большинство изделий народного потребления, а также на металл, топливо, продукцию химической промышленности и на ряд изделий машиностроения. Изделия, не соответствующие требованиям стандартов, считаются браком. В настоящее время ряд стандартов дополнен показателями, определяющими долговечность и надежность продукции. Для деталей машин такими показателями являются износоустойчивость, жаропрочность, коррозийная устойчивость и др.

В ряде отраслей легкой промышленности, а также в металлургии, промышленности стройматериалов и в топливной промышленности ГОСТами предусмотрено деление продукции по сортам.

Основная задача статистики качества продукции состоит в вычислении показателей, характеризующих средний уровень качества и динамику качества (индексы качества продукции). В отраслях, предусматривающих деление продукции по сортам, легко вычислить средние показатели качества однородных изделий, а на их основе построить индексы качества и показатели выполнения плана по одному признаку, характеризующему качество, проста и сводится к делению продукции в условных натуральных единицах на ту же продукцию в натуральных единицах.

Показатель среднего качества определяется по формуле:,

где K — коэффициент пересчета в условные единицы;

 Q — количество изделий в натуральных единицах.

Исчисленные коэффициенты сортности обычно строятся на основании какого-нибудь одного признака, например процента жирности туалетного мыла, крепости кислот в градусах и т. д. Для использования при построении переводных коэффициентов нескольких признаков качества продукции следует брать соотношение в оптовых ценах однородной продукции различного качества.

Пример. На предприятии выпущено 20 пар ботинок высшего сорта, 30 пар — первого сорта и 10 пар — второго сорта. Цены соответственно — 20 тыс. руб., 19 тыс. руб. и 16 тыс. руб.

Определить показатель среднего качества продукции.

ортность    Количество пар, Q   Цена, тыс. руб.         Коэффициент пересчета, K            Количество продукции

в условно-натуральных единицах, QK

Высший сор    20 20        1,0       20

 I сорт               30             19        0,95    28

 II сорт                 10         16        0,8         8

 Итого:             60 —        —        56

 

Средний коэффициент качества продукции определяем по формуле:

.

Средний коэффициент качества можно определить и отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции высшего сорта:

 

Индексы качества продукции можно определить двумя способами:

1.отношением фактического коэффициента сортности к плановому:;

2.отношением фактической средневзвешенной цены к средневзвешенной цене плановой:;

 

 

Изделия, не соответствующие установленным стандартам качества или техническим условиям, являются браком, т. е. к продукции не относятся. Выпуск бракованных изделий наносит огромный ущерб народному хозяйству и отдельным предприятиям. Поэтому в связи с рассмотрением качества продукции обычно учитываются потери от брака.

Брак подразделяется на исправимый и неисправимый. К исправимому браку относятся изделия, полуфабрикаты, детали, не соответствующие своему назначению, которые, однако, при дополнительных затратах можно превратить в готовую продукцию. Брак неисправимый представляет собой окончательно испорченные изделия или полуфабрикаты.

Группировка брака по месту обнаружения предполагает выделение внутреннего брака, обнаруженного в пределах предприятия, и внешнего, обнаруженного потребителями продукции.

Анализируя данные о браке, необходимо различать абсолютную сумму брака, складывающуюся из себестоимости окончательно забракованных изделий и из расходов по исправлению брака, и сумму потерь от брака. Сумма потерь от брака определяется путем исключения из абсолютной суммы брака стоимости брака по цене использования, удержанной с виновников брака, и сумм, взысканных с поставщиков по претензиям за поставку недоброкачественных материалов, отнесенных в уменьшение потерь от брака.

При выпуске предприятием одного вида продукции, а также на отдельных участках производства вычисляется процент брака. Для этого количество забракованных изделий выражается в процентах к общему количеству изделий, выпущенных предприятием (годных и забракованных). При выпуске разноименной продукции процент брака обычно определяется как отношение абсолютной суммы брака к валовой продукции по фабрично-заводской себестоимости. Для исчисления процента потерь от брака сумма потерь от брака сопоставляется с себестоимостью валовой продукции.