Показатель уровня затрат на рубль товарной продукции и методика его анализа
Затраты на 1 рубль товарной продукции (m)
– отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении без разграничения ее по конкретным видам и позволяет измерить уровень и динамику всей произведенной продукции. Это наиболее известный на практике показатель эффективности использования всех производственных ресурсов. Достоинства показателя: его универсальность (возможный расчет любой отрасли), а также отражение прямой связи с прибылью (если <1 прибыльно, если >1 убыточно). Показатель определяется отношением полной себестоимости товарной продукции к стоимости произведенной продукции: .
В статистическом анализе используется следующая модель: m=, где q – кол-во единиц продукции каждого вида; z – себестоимость единицы продукции; p – отпускная цена. На уровень затрат на рубль товарной продукции оказывают влияние: изменение уровня отпускных цен, себестоимость, объем и состав продукции.