Понятие и виды индексов.

Доказано - для экономистов работа с числами очень важный навык. Игоровой тренажер "Продолжи ряд" создан специально для работы с числами в уме. В начале обучения только 2 из 10 проходят тест без ошибок.

Пройти тест

Важное значение в статистических исследованиях коммерческой деятельности имеет индексный метод. Полученные на основе этого метода показатели используются для характеристики развития анализируемых показателей во времени, по территории, изучения структуры и взаимосвязей, выявления роли факторов в изменении сложных явлений

Индекс – это относительная величина, показывающая во сколько раз уровень изучаемого явления в данных условиях, отличается от уровня того же явления в других условиях.

Статистический индекс — это относительная величина сравнения сложных совокупностей и отдельных их единиц. При этом под сложной понимается такая статистическая совокупность, отдельные элементы которой непосредственно не подлежат суммированию.

Основой индексного метода при определении изменений в производстве и обращении товаров является переход от натурально-вещественной формы выражения товарных масс к стоимостным (денежным) измерителям. Именно посредством денежного выражения стоимости отдельных товаров устраняется их несравнимость и достигается единство.

Виды индексов различают по следующим факторам:

1) по степени охвата элементов совокупности:

  • индивидуальные – характеризуют изменение только одного элемента совокупности;
  • сводные (общие) – отражают изменения по всей совокупности элементов сложного явления. Их разновидностью являются групповые индексы.

2)   в зависимости от содержания и характера индексируемой величины:

  • индексы количественных показателей (например, индекс физического объема);
  • индексы качественных показателей (например, индекс цен, себестоимости, производительности труда).

3)   в зависимости от методологии расчета:

  • агрегатные – могут быть рассчитаны как индексы переменного и постоянного состава;
  • средние из индивидуальных – получаются путем нахождения общих индексов с использованием индивидуальных.

 

Для удобства восприятия индексов в теории статистики разработана символика:

- q – количество единиц какого-либо вида продукции;

- p – цена единицы какого-либо вида продукции;

- z – себестоимость единицы какого-либо вида продукции;

- t – трудоемкость единицы какого-либо вида продукции