Виды статистических группировок.

Доказано - для экономистов работа с числами очень важный навык. Игоровой тренажер "Продолжи ряд" создан специально для работы с числами в уме. В начале обучения только 2 из 10 проходят тест без ошибок.

Пройти тест

В соответствии с решаемыми задачами статистические группировки делятся на типологические, структурные и аналитические.

Типологическая группировка – это разделение качественно разнородной совокупности на классы или однородные группы, она широко применяется в исследовании социально-экономических явлений и позволяет проследить зарождение, развитие и отмирание различных типов явлений.

Таблица 1. Группировка промышленных предприятий по формам собственности:

№ п/п

Группы предприятий по формам собственности

Число предприятий

Всего, ед.

В % к итогу

1

Федеральная собственность

26326

93,6

2

Муниципальная собственность

89

0,3

3

Частная собственность

1366

4,9

4

Смешанная собственность

331

1,2

Итого

28112

100

% к итогу = (26326/28112)*100%=93,6%

Структурной называется группировка, в которой происходит разделение однородной совокупности на группы, характеризующие ее структуру по какому-либо признаку.

Пример. Группировка населения России по размеру среднедушевого дохода (однородная совокупность, 40 ед. интервал):

№ п/п

Группы населения по размеру среднедушевого дохода, руб./мес.

Численность населения

Всего, млн. чел.

В % к итогу

1

До 40

2,4

1,6

2

От 40 до 80

23,4

15,8

3

От 80 до 120

34,8

23,5

4

От 120 до 160

29,4

19,8

5

От 160 до 200

20,7

13,8

6

От 200 до 240

13,5

9,1

7

От 240 до 280

8,7

5,9

8

От 280 и более

15,5

10,4

Итого

148,4

100

Аналитической называется группировка, выявляющая взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками. Признаки можно разделить на факторные и результативные.

Факторными называются признаки, под действием которых изменяются другие признаки, называемые результативными. Факторный признак: посещаемость лекций, результативный – оценка на экзамене.

Взаимосвязь проявляется в том, что с возрастанием значения факторного признака систематически возрастает или убывает среднее значение признака результативного. Таким образом, особенности аналитической группировки следующие: в основу группировки кладется факторный признак, каждая выявленная группа характеризуется средними значениями результативного признака. Метод аналитических группировок применим только при качественной однородности исследуемой совокупности.

Группировка может быть простой и сложной. Простой называется группировка, в которой группы образованы по одному признаку. Сложной называется группировка, в которой группы образованы по трем или более признакам. Сначала группы формируются по одному признаку, затем делятся на подгруппы по второму признаку, которые в свою очередь делятся по третьему признаку.

Принципы построения статистических группировок и классификаций.

Группировочным признаком или основанием группировки называется признак, по которому происходит разбивка единиц совокупности на отдельные группы.

В качестве основания группировки следует использовать только существенные признаки. Количество групп зависит от задач исследования, вида признака, положенного в основание группировки, численности совокупности и степени вариации признака. От группировки следует отличать классификацию. Классификацией называется устойчивая фундаментальная группировка по атрибутивному признаку, который содержит подробную номенклатуру групп и подгрупп. Классификация устанавливается органами государственной и международной статистики, в некоторых случаях имеет силу закона.

Пример. Классификация профессий в статистике труда, классификация товаров в торговле.

При группировке по количественным признакам нужно выбрать и соответственно установить количество групп, оно зависит от размаха варьирования, т.е. разности между максимальным и минимальным значениями признака. Чем больше размах варьирования, тем больше образуется групп. Количество групп определяется по формуле Стерджеса: n=1+3,322*lgN, где N – количество единиц совокупности, n – количество групп.

Номограмма:

N

15-24

25-44

45-89

90-179

180-359

360-719

720-1439

n

5

6

7

8

9

10

1

 Интервал группировки определяется как разность между максимальным и минимальным значениями признака в каждой группе. Если вариация признака проявляется в сравнительно узких границах, распределение носит более или менее равномерный характер, то выбираются равные интервалы (i). Величина интервала i определяется по формуле:

, где (xmax - xmin) – размах вариации признака в совокупности, n – количество групп.

Вторичная группировка – это образование новых групп на основе ранее проведенной группировки. Существуют два способа:

- укрупнение первоначальных интервалов;

- долевая перегруппировка, т.е. образование новых групп с меньшими интервалами.

Основные задачи вторичной группировки:

- образование по количественным признакам качественно определенных групп;

- для сравнения (приведение к единому интервалу двух или более группировок);

- образование укрупненных групп, в которых яснее проступает характер распределения.