Статистические показатели производственной деятельности предприятия

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Основное назначение любого предприятия - выпуск продукции, для учета объема которой используется система статистических показателей, которые могут быть выражены в натуральных (физических) или стоимостных единицах.

В натуральном выражении могут быть учтены практически все виды выпускаемой продукции.

Для нескольких разновидностей одной и той же продукции применяют метод условно-натуральных единиц. Например, в полиграфической промышленности измерение объема печатной продукции осуществляется с помощью показателя «условный печатный лист», который приведен к формату бумажного листа 600×900 мм. Физический печатный лист представляет лист стандартного формата от 600×840 до 840×1080 мм. Приведение к условным листам производится с помощью коэффициентов К, которые определяются как отношение формата переводного листа Флп к формату условного листа Флу :

(4. 1)

Например, коэффициент перевода для формата 600×840 равен 0,93; для формата 700×900 - 1,17; для формата 840×1080 мм - 1,68 и т.д.

Тем не менее используются и показатели в натуральных единицах (книги, журналы, альбомы и т.д.) для определения количественных показателей продукции по ее видам.

Натуральные и условно-натуральные единицы не могут быть использованы для определения обобщающих показателей. Для этих целей рассчитываются трудовые (трудоемкость) и стоимостные показатели (валовая, чистая, товарная, реализованная продукция).

Трудоемкость - это количество труда, затраченного на производство продукции. Показатель трудоемкости измеряется в нормо-часах (нормо-днях) и определяется как отношение затрат времени на изготовление продукции к выпуску продукции в натуральном выражении.

В статистическом анализе широко используются стоимостные показатели, каждый из которых характеризует стоимость продукции, которую необходимо рассчитать для определенных экономических целей.

Показатель валовой продукции (ВП) характеризует объемы конечных результатов производственной деятельности, чаще всего выступает базовым для расчета других показателей.

Показатель чистой продукции (ЧП) характеризует вновь созданную стоимость и определяется как разница между объемами валовой продукции и материальными (производственными) затратами (МЗ) (сырье, материалы, топливо, энергия, амортизационные отчисления). Рыночным показателем, характеризующим вновь созданную стоимость, выступает показатель «добавленная стоимость». Показатель чистой продукции

(4. 2)

Товарная продукция, или, иначе, показатель объема продукции (ОП) характеризует ту продукцию, которая предназначена для реализации. Расчет данного показателя осуществляется на основе валовой продукции за вычетом стоимости тех элементов, которые не подлежат реализации (А) (полуфабрикаты и т.д.), включая и стоимость той части выработки, которая используется на собственные нужды предприятия (Б):

(4. 3)

Показатель реализованной продукции (РП) характеризует объем отгруженной и оплаченной продукции. Поскольку в объем реализованной продукции включается часть стоимости товарной продукции предшествующего периода (но проплаченную в текущем периоде), то в этот период показатель объема РП может не совпадать с показателем ОП.

В рыночных условиях большое значение имеет работа по организации поставок продукции по договорам, в связи с чем важным является показатель выполнения договорных поставок, который характеризует степень эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

Оценка выполнения обязательств производится прежде всего по объему и ассортименту поставляемой продукции. Для этих целей рассчитываются соответствующие индексы.

Индекс выполнения договорных поставок по объему (Iдог. об ) исчисляется по формуле

(4. 4)

где q1 - объем поставленной продукции каждого вида фактически; qдог - объем поставленной продукции по договорам; pдог - договорная цена продукции.

Индекс выполнения договорных обязательств по ассортименту (Iдог. ас ) рассчитывается следующим образом:

(4. 5)

Индекс выполнения договорных обязательств по ассортименту и срокам поставки (Iq )

(4. 6)

где q1 дог. оп. - объем продукции, поставленной с опозданием от договорных сроков.

Для учета всех трех факторов выполнения обязательств рассчитывается общий показатель (Iоб ), который равен произведению индексов каждого показателя:

(4. 7)

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.